Приглашаем посетить наш фирменный интернет-магазин: lpg-shop.com Принимаем VISA, MasterCard, Maestro






Работа лямбда зонда на газе

Работа лямбда зонда на газе

Сообщение orlov vladimir » 02 мар 2018, 14:19

Если строго подходить у вопросу, одинаково ли работает лямбда зонд на газе и на бензине, то ответ разделяется на две составляющие. Это работа самого датчика и работа датчика в системе управления двигателем.
1. Да, датчик генерирует сигнал от наличия в проходящих газах кислорода. Чем больше кислорода, тем меньше напряжение на выходе (узкополосный цирконевый датчик) (бедная смесь). Поэтому, что при этом сжигается, датчику должно быть всё равно. Но, на моей практике, я встретил две машины, у которых лямбда зонд вел себя неадекватно.
На бензине лямбда работала как положено.
При переключении на газ, лямбда работает нормально в течении пару минут. Далее сигнал падает в ноль. Бензиновый импульс, а с ним и газовый импульс растут, но лямбда не поднимается. Газовый анализатор, подключенный к выхлопной трубе показывает богатую смесь.
При переключении на бензин лямбда тоже в нуле. По прошествии минут пяти, работа лямбды восстанавливается.
На той машине был сделан вывод - виновата либо лямбда либо газ, а может и то и другое.
Можно лишь предположить, что содержащиеся хим. элементы в газе препятствуют нормальной работе газа. А если возможен такой, рассказанный мной случай, то возможно какое-то небольшое влияние всё-таки возможно. Просто его не видно и оно компенсируется при калибровке составом смеси.
2. Исходя из разной стехиометрии бензина (14,7) и газа (15,6) работа на газе тоже получается необтимальной. Смесь получается немного бедной. Сделать её оптимальной, довольно проблематично. Бензиновый компьютер вернёт всё на своё усмотрение.
Именно из-за того, что газовая смесь оказывается немного бедной, возникают проблемы прохождения тестов на эмиссию. Уровень NOx становится завышенным. При этом СО ниже нормы. Попытка обогатить смесь добавкой газа, приводит лишь к краткосрочному эффекту.
С проблемой NOx сталкиваются все производители газовых компьютеров.
Очень показательна ситуация калибровки. Обычно основным критерием правильности является равенство времён бензина при работе на бензине и газе. Но при этом тримы будут не нулевыми. Если настроить по нулевым тримам, тогда времена бензина будут отличаться.

На практике, всё это выше перечисленное, не имеет особого значения. Тем более, что мы особо, ничего сделать не можем.
Аватар пользователя
orlov vladimir
Главный инженер
 
Сообщений: 6646
Зарегистрирован: 22 авг 2010, 10:27
Откуда (Страна и город): Литва, Вильнюс
Мой автомобиль: audi S8

Re: Работа лямбда зонда на газе

Сообщение Skifchik » 02 мар 2018, 15:39

вопрос по теме.
Система подачи топлива по сути является замкнутой системой авторегулирования количества кислорода в выхлопе. Правда ли то, что при работе на газу увеличивается постоянная времени этой системы? Т.е. реакция на сигнал с лямбды на бензине быстрее чем на газу. Возможно из-за того что ГБО в одном такте замеряет время бензина, а применяет это только в следующем такте, т.к. на вычисление надо потратить некоторое время и не исключены случаи когда время бензина меньше времени газа. Догадки основаны на наблюдениях за частотой переключения состояния лямбды на ХХ. На газу частота переключений существенно ниже.

Вопросы по описанным ситуациям:
1. Возможно ли описанное поведение из-за сильного дисбаланса форсунок? Одна или пару форсунок "не доливают" и лишний кислород фиксируется первой лямбдой. Но при этом в смеси есть несгоревшее топливо т.к. остальные форсунки льют больше. После прохождения катализатора и выпускного тракта свободный кислород успевает прореагировать и контрольный датчик уже его не видит и фиксирует богатую смесь.

2. не знаю как понимать
Исходя из разной стехиометрии бензина (14,7) и газа (15,6) работа на газе тоже получается необтимальной. Смесь получается немного бедной. Сделать её оптимальной, довольно проблематично. Бензиновый компьютер вернёт всё на своё усмотрение

Указанные числа это массовые соотношения, а т.к. ни один ЭБУ и ГБО массу топлива измерять не умеет и не все ЭБУ измеряют массу воздуха, то эти соотношения работают только приблизительно и только в разомкнутом цикле. В основном работа идет по датчику кислорода (замкнутый цикл) и система может самостоятельно уйти от приведенных соотношений. например работа на спиртовых бензинах уведёт это соотношение в другую сторону и ещё больше чем с газом. Но никто не говорит, что на спирту машина едет с сильным обогащением.
Проблема NOx, имхо, связана с большей температурой горения газовой смеси. Именно для снижения температуры горения и, соответственно, снижения этих выбросов на машинах устанавливают клапаны EGR. Думаю, результат замеров NOx на машинах с рабочим и заглушенным EGR, а так же с вариатором и без будут существенно отличаться.
Skifchik
Активный участник
Активный участник
 
Сообщений: 87
Зарегистрирован: 31 мар 2016, 09:38
Откуда (Страна и город): Киев
Мой автомобиль: Focus2 2.0 АКПП

Re: Работа лямбда зонда на газе

Сообщение Myroslsv » 02 мар 2018, 20:15

[quote="orlov vladimir"] 2. Исходя из разной стехиометрии бензина (14,7) и газа (15,6) работа на газе тоже получается необтимальной. Смесь получается немного бедной. Сделать её оптимальной, довольно проблематично. Бензиновый компьютер вернёт всё на своё усмотрение.


Заинтересовал этот вопрос, так как у меня есть возможность изменить значение 14.6: 1 в прошивке моего автомобиля. Как вы считаете, какое значение надо подставить для работы на газу. Заранее скажу, что делал это значение 15.6: 1, и трими на холостом ходу шли в сторону обогащения, +3%. Парадокс получился.
TE-PM+Hana+Shark 1200
Myroslsv
 
Сообщений: 27
Зарегистрирован: 29 июл 2017, 22:47
Откуда (Страна и город): Україна Івано-Франківськ
Мой автомобиль: Daewoo Lanos 1.5

Re: Работа лямбда зонда на газе

Сообщение vint46 » 02 мар 2018, 20:21

При переключении на газ, лямбда работает нормально в течении пару минут. Далее сигнал падает в ноль. Бензиновый импульс, а с ним и газовый импульс растут, но лямбда не поднимается. Газовый анализатор, подключенный к выхлопной трубе показывает богатую смесь.

Это происходило из-за разной температуры выхлопных газов на газе и на бензине. Например, при перегреве лямбда ВАЗ старого образца валится в бедную смесь.
2. Исходя из разной стехиометрии бензина (14,7) и газа (15,6) работа на газе тоже получается неоптимальной.

Владимир, не наступайте на грабли новичков. Ну стыдно, реально. Лямбда измеряет свободный кислород. А он появляется на бензине сразу беднее 14,7, а на газе сразу беднее 15,6. А на метаноле сразу после 6,5. А лямбда одна и та же. И работает одинаково успешно на всех топливах.
С проблемой NOx сталкиваются все производители газовых компьютеров.

Не там ищут. Повышение выбросов NOx связано с неоптимальной фазой впрыска из-за увеличения его длительности на газе, и более медленного горения пропановой смеси, в связи в чем, она догорает в выхлопе. Это подтверждают ваши наблюдения
Если настроить по нулевым тримам, тогда времена бензина будут отличаться.

Правда ли то, что при работе на газу увеличивается постоянная времени этой системы? Т.е. реакция на сигнал с лямбды на бензине быстрее чем на газу.

Нет. Реакция на сигнал с лямбды задана в калибровках контроллера и является постоянной, независимо от типа топлива.
На газу частота переключений существенно ниже.

Возможно ли описанное поведение из-за сильного дисбаланса форсунок?

Да. Более того, это наиболее вероятная причина. А кто мешает форсы крутнуть?
не знаю как понимать

Не надо понимать. Ваше видение этого вопроса абсолютно верное.
vint46
Активный участник
Активный участник
 
Сообщений: 630
Зарегистрирован: 23 июл 2015, 07:32
Откуда (Страна и город): Россия, Курск
Мой автомобиль: ВАЗ 2112

Re: Работа лямбда зонда на газе

Сообщение vint46 » 02 мар 2018, 20:24

Заинтересовал этот вопрос, так как у меня есть возможность изменить значение 14.6: 1 в прошивке моего автомобиля.

Как только Вы измените состав смеси, лямбда-регулирование отключится.
vint46
Активный участник
Активный участник
 
Сообщений: 630
Зарегистрирован: 23 июл 2015, 07:32
Откуда (Страна и город): Россия, Курск
Мой автомобиль: ВАЗ 2112

Re: Работа лямбда зонда на газе

Сообщение shurken » 02 мар 2018, 21:13

Это собрание мифов о ГБО?
shurken
Активный участник
Активный участник
 
Сообщений: 159
Зарегистрирован: 09 май 2016, 12:09
Откуда (Страна и город): Киев
Мой автомобиль: Рюмка, Носок и Твария

Re: Работа лямбда зонда на газе

Сообщение Myroslsv » 02 мар 2018, 21:19

vint46 писал(а):
Заинтересовал этот вопрос, так как у меня есть возможность изменить значение 14.6: 1 в прошивке моего автомобиля.

Как только Вы измените состав смеси, лямбда-регулирование отключится.


в небольших пределах цифру 14.7 можно менять. И комп начинает подстраиваться как надо. это 100%, я пробовал. Возможно, в иномарках это не реально, но на ланосе это раз плюнуть
TE-PM+Hana+Shark 1200
Myroslsv
 
Сообщений: 27
Зарегистрирован: 29 июл 2017, 22:47
Откуда (Страна и город): Україна Івано-Франківськ
Мой автомобиль: Daewoo Lanos 1.5

Re: Работа лямбда зонда на газе

Сообщение Skifchik » 02 мар 2018, 22:53

vint46 писал(а):
Правда ли то, что при работе на газу увеличивается постоянная времени этой системы? Т.е. реакция на сигнал с лямбды на бензине быстрее чем на газу.

Нет. Реакция на сигнал с лямбды задана в калибровках контроллера и является постоянной, независимо от типа топлива.

Ну так ЭБУ никто не сообщает о том что к машине газ прикрутили. Лишняя задержка не по его вине.
1. последовательность событий на бензине:
- изменение сигнала лямбды
- ЭБУ делает расчёт необходимого времени бензиновой форсунки
- Впрыск и сгорание топлива
- изменение сигнала с лямбды. Возврат в начало.

2. последовательность событий на газу (в цепочку вклинивается контроллер ГБО со своим не нулевым временем расчёта импульса):
- изменение сигнала лямбды
- ЭБУ делает расчёт порции бензина и подает импульс на форсунку
- ГБО замеряет время открытия бензиновой форсунки и в это время подаёт объём газа который был рассчитан на основе бензоимпульса в предыдущем такте (расчёты новой порции газа на этот момент ещё не готовы)
- цикл сгорания и реакция лямбды такая же как и в начале (порция топлива по сути ещё не изменилась)
- ЭБУ видит что коррекции порции были не достаточными и опять их вносит
- ГБО подаёт такую порцию газа которую оно рассчитало на основании предыдущего замера времени бензина
- сгорание и изменение сигнала с лямбды. Возврат в начало.

Теоретически, ГБО могло бы не вносить задержку, делая вычисления на лету. И впрыскивать измененную порцию газа в том же такте где и изменялось время бензина. Но в данном случае была бы невозможна ситуация когда время газа меньше времени бензина, т.к. получилось бы предсказание будущего.
Skifchik
Активный участник
Активный участник
 
Сообщений: 87
Зарегистрирован: 31 мар 2016, 09:38
Откуда (Страна и город): Киев
Мой автомобиль: Focus2 2.0 АКПП

Re: Работа лямбда зонда на газе

Сообщение vint46 » 03 мар 2018, 08:25

Ща теорию порушу))) Время ожидания изменения сигнала от лямбды составляет тактов 20, как минимум.
vint46
Активный участник
Активный участник
 
Сообщений: 630
Зарегистрирован: 23 июл 2015, 07:32
Откуда (Страна и город): Россия, Курск
Мой автомобиль: ВАЗ 2112

Re: Работа лямбда зонда на газе

Сообщение vint46 » 03 мар 2018, 08:27

Myroslsv писал(а):
vint46 писал(а):
Заинтересовал этот вопрос, так как у меня есть возможность изменить значение 14.6: 1 в прошивке моего автомобиля.

Как только Вы измените состав смеси, лямбда-регулирование отключится.


в небольших пределах цифру 14.7 можно менять. И комп начинает подстраиваться как надо. это 100%, я пробовал. Возможно, в иномарках это не реально, но на ланосе это раз плюнуть

Ага, только лямбда там уже не работает.
vint46
Активный участник
Активный участник
 
Сообщений: 630
Зарегистрирован: 23 июл 2015, 07:32
Откуда (Страна и город): Россия, Курск
Мой автомобиль: ВАЗ 2112

След.

Вернуться в Теория

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron